Диалог двух культур

В современном обществе общение занимает одно из самых важных аспектов в жизни человека. Оно помогает снять многие проблемы во взаимопонимании  людей разных культур, вероисповеданий, говорящих на разных языках. Общение расширяет кругозор, стирает границы непонимания, поэтому важно, чтобы учащиеся развивали коммуникативную компетентность на примере обмена информацией. Решению этой проблемы был посвящен волонтерский проект по английскому языку в нашем классе на тему “Знакомство с традициями и культурой Колумбии”.

DSC_1410В проекте участвовала наш гость и волонтер из Колумбии — Мелисса Астрид  Епес Тафур. Сейчас во всем мире очень популярны волонтерские проекты, призванные вести диалог между культурами разных стран, что ведет к естественному сближению народов и помогает снять проблемы в их  сотрудничестве и взаимодействии.

This is Colombia

 Работа в проекте основывалась на личном желании уч-ся в выборе материала, как собственно говоря и работа в группах.  Вид уроков: диалог-обмен, форма проведения: коллективная творческая работа. Уроки предполагают, прежде всего познание своей страны, своей культуры через знакомство с новой страной, культурой и обычаями Южной Америки с активным использованием информационно-коммуникативных технологий. В конце проекта учащиеся разработали совместную видио презентацию о двух странах.

DSC_1434       Проект ориентировал учащихся на достижение практических, воспитательных, общеобразовательных целей. Для эмоционального настроя в ходе урока были использованы дополнительные материалы: музыкальные фрагменты, собственное танцевальное сопровождение, предметы народного промысла изготовленные своими руками.

Общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Можно ли достичь взаимопонимания, если мы не знаем (а иногда и не хотим знать), что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, в другой культуре?

DSC_1470Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура — не хуже и не лучше нашей — она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

Считаю, что организация такого проекта является одной  из важнейших составляющих в  воспитания толерантности.

Культура-это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает.

Обучение иноязычному общению в рамках проекта –диалога предполагает взаимосвязанное решение следующих коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач, а именно:

1. Познавательный (культурологический) аспект:

  • знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своём крае и городе, о себе самих;
  • развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения.

2. Учебный аспект:

  • формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, развитие культуры устных выступлений и представлений на английском языке;

3. Развивающий аспект:

  • развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира;
  • развитие интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
  • развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения;
  • развитие коммуникабельности, самостоятельности, умения сотрудничать.

4. Воспитательный аспект:

  • формирование у учащихся уважительного отношения к другим культурам, традициям и обычаям  другой страны ;
  • воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
  • воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края.

Включая в материал урока национально-региональный компонент, я стремлюсь развить у учащихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.

Межпредметные связи – литература, география, кубановедение, информационно-коммуникационные технологии-помогают глубже раскрыть выбранную, ребятами ,тему.

Такие уроки помогают учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и в стране изучаемого языка. Стараюсь, чтобы темы проектов были близки и интересны учащимся. В результате можно отметить, что реализация принципа диалога культур способствует формированию у школьников таких необходимых для межкультурного общения качеств:

а) культурная непредвзятость;


б) толерантность;


в) социокультурная наблюдательность;


г) готовность к общению и сотрудничеству с людьми другой культуры;


д) речевой и социокультурный такт и вежливость.

Одним из основных принципов обучения иностранному языку, несомненно, является принцип личностно-ориентированного обучения, который в свою очередь включает в себя дифференцированный и индивидуальный подходы, деятельностный характер обучения и его коммуникативную направленность.

Что же важно для меня, как для учителя иностранного языка, в содержании обучения сегодня?

  • учет интересов и потребностей современных школьников;
  • приобщение их к культурному наследию, как своей страны, так и других стран;
  • формирование у учащихся целостной картины мира;
  • обращение к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям; желаиям.
  • побуждение к сравнению и выражению собственного мнения и оценки;
  • воспитание патриота своей страны и гражданина мира.

Практика показывает, что такие уроки позволяют учащимся реализовать себя и реализовать свой личностно-значимый аспект по той или иной теме.

DSC_1538Делая вывод, необходимо отметить, что организация такого урока является одновременно и условием успешного овладения английским языком и ознакомлением с культурой страны изучаемого языка. Теперь на уроке сталкиваясь с новым аспектом культуры той или иной страны, учащиеся не только проявляют адекватное ее восприятие, но и стараются понять, что в этих двух культурах есть общего, универсального.Несомненно, диалог культур предоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения.

Вывод:

— использование национального компонента на уроках иностранного языка незаменимо в формировании целостного взгляда учащихся на наш сложный и вместе с тем прекрасный мир, в осознании ими ответственности за завтрашний день родного города, страны, планеты;

— использование среды, в которой учащиеся находятся, учет их интересов и целенаправленная работа по привитию им необходимых качеств, жизнь людей, с которыми они повседневно встречаются и которые любят свой край, землю и трудятся на ней, не только оказывают воспитательное воздействие на учащихся , но и способствуют повышению знаний, умений и навыков владения английским языком.

— основу тем пректов также составляем с учетом интересов каждого  школьникf, что способствует их активности на занятиях. Учащиеся всегда стремятся рассказать о том, что им близко, это хорошо им знакомо, о том, что их окружает. Всегда ведь можно легко составить материалы, близкие интересам школьников аграрного городка. Этим мы не только расширяем их словарный запас, но и закладываем тот минимум знаний, которые оседают в памяти и всплывают в нужном месте и в нужный час ( я имею в виду при посещение англо-язычных стран);

— вся работа учащихся по сбору краеведческого материала, его оформлении на английском языке приучает ребят ценить прекрасное в окружающей действительности, чувствовать, что английский язык актуален не только для общения в англо-говорящих странах, а это еще и язык, на котором можно мыслить, выражать свое мнение и отношение, спорить, приводить доводы и просто общаться в классе;

DSC_1540— и, наконец, познавая культуру стран изучаемого языка, мы учимся формировать мировоззрение о культуре, историческом прошлом, традициях своего народа, вступая с полученными знаниями и опытом в диалог культур на языке, который понятен большинству народов мира. И этим вносим свой вклад в мировую культуру общения, раздвигая территориальные границы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s